«Вы не можете это увидеть»

Совместный проект художницы Елены Васильевой и режиссера-документалиста и фотографа Елены Майоровой исследует то, как цензура, установившаяся в России и других странах в эпоху fake news и политики постправды, влияет на искусство и его зрителя. За основу серии совместных работ взяты фотографические зарисовки из города Брайтона на юге Англии, сделанные Майоровой 5 и 6 августа 2017 года, во время ежегодного ЛГБТ - фестиваля . При помощи различных художественных методов авторы “адаптируют” снимки для безопасной демонстрации в стране, где по отношению к искусству действуют законы “о запрете пропаганды гомосексуализма” и “защите чувств верующих” - вырывают их из общего политического контекста, лишают сюжетной линии и, наконец, фигуративности.

Пейзажи побережья Ла-Манш с лежаками и чайками, выглядящие как обои для рабочего стола, “оставляют за скобками” актуальные социальные вопросы западного общества, о которых в России говорить не принято. Словно ретушер фэшн-фотографии, способный изменять внешность и фигуру модели до неузнаваемости, Майорова фрагментирует и редактирует снимки, убирая из кадра все неприглядное, сомнительное, непонятное. Васильева же использует для этих целей рихтеровские мазки, разноцветную мозаику или конфеты Skittles, которые накладывает поверх портретов гостей фестиваля.

Художницы будто пытаются защитить взгляд посетителя выставки от столкновения с чем-то неожиданным, непригодным для демонстрации в галерейном пространстве, куда принято приходить за эстетическим удовольствием и ментальной релаксаций. Готов ли сам зритель узнать, что на самом деле лежит в основе коллажей и скрывается за границами фотографий? Есть ли там вообще что-то экстравагантное, шокирующее или хотя бы интересное? В эпоху социальных сетей, когда каждый может “пропустить” собственную жизнь через фильтры и наложить на нее блестящие стикеры, мы сами превращаемся в жестких цензоров реальности. Инициируя квази-самоцензурный проект, две художницы возвращаются к вечным вопросам о взаимоотношениях искусства и политики, о месте зрителя и миссии художника в целом.