Персональная выставка Алексея Хамкина «Снежность»

Куратор: Ольга Дерюгина

Открытие 28 ноября, 19:00-21:30

Даты выставки: 29 ноября - 15 декабря

Ландшафт Хоккайдо подвержен постоянным изменениям. Природные катаклизмы здесь являются формирующими факторами подвижного рельефа. Равнины составляют лишь треть поверхности острова. В этих условиях городская архитектура ориентирована скорее на модульные, перестраивающиеся системы, чем на монолитные конструкции. Впрочем, монолитные конструкции на острове тоже строят – идеологии западных империй, заложенные в их архитектурных традициях, не могли не просочиться сюда вместе с экспатами из Европы и Америки в XIX веке. В XX-XXI веках туризм помог превратить в аттракцион то, что устрашало и/или восхищало – именно природа Хоккайдо является основным туристическим интересом. Впрочем, достоверно невозможно сказать, насколько серьезными были последствия природных катаклизмов до XX века – как отмечает Александр Мещеряков –– российский историк и японист –– имеется не так много исторических свидетельств о землетрясениях в Японии, и одна из причин тому – идеологическая: «В политической философии Японии (как и всего Дальнего Востока) считалось, что землетрясение служит наказанием Неба за плохое и неправедное управление. В связи с этим и тот человек, который осмелился бы описать землетрясение или же изобразить его на картине, попадал в категорию критиков власти». (https://www.nippon.com/ru/column/g00353/?fbclid=IwAR1ppV66qA_2_XssjJf5vFspSH33d2ctmJWTHFsLXCIVFdScL9Q2SPJs7w)

Масштабы последствий землетрясений и оползней напрямую коррелируют со степенью плотности заселения и урбанизации местности. В то же время городская политика всегда нацелена если не на прирост населения, то на поддержание стабильного числа местных жителей.

Одним из наиболее надежных архитектурных сооружений здесь считается железнодорожный тоннель, который соединяет остров Хоккайдо с островом Хонсю и является одним из самых длинных в мире. Среднестатистический турист преодолевает расстояние в 53,85 км, на одном из отрезков пути оказываясь на глубине около 240 метров – на 100 метров ниже уровня морского дна, чтобы попасть на Снежный фестиваль в Саппоро, к примеру.

Зимой на Хоккайдо выпадает большое количество снега. Из-за чего весной приходится прорубать туннели в многометровых сугробах. Белоснежное пространство, простирающееся на много километров вперед, лишь изредка прерывается черными линиями электропередачи и трубами. В 2013 году (после аварии на АЭС «Фукусима-1») Япония вновь вернулась к добыче каменного угля в надежде заменить атомную энергетику, обеспечивавшую вплоть до 2011 треть энергопотребностей страны. Климатические условия острова занимают властную позицию в геополитической игре. Капиталистическая установка на ускорение проваливается в снежные ухабы. Субъективное ощущение времени принудительно замедляется.

Мы медленно движемся в неопределенном направлении, отряхиваясь от остатков акселерационистской дистопии, то и дело проваливаясь в ослеплительные сугробы. Глаза слезятся от холодной красоты вокруг нас. Скоро наступит весна и мы снова будем слагать мечты о развитии национальной экономики и росте ВВП!